«Перспективная начальная школа» -
это учебно-методический комплект (УМК) для 4-летней начальной школы.
Проект «Перспективная начальная школа» — результат многолетней работы
коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников
РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы».
УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство
«Академкнига/Учебник».
Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается
из таких образовательных областей, как филология, математика,
информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное
образование. Учебная программа каждого предмета базируется на
интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной
картины мира.
УМК «Перспективная начальная школа»
для 1-4 классов включает включает в себя завершенные предметные линии
учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
- Литературное чтение. Автор Чуракова Н.А.
- Математика. Автор Чекин А.Л.
- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
- Музыка (1-2 класс). Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
- Информатика (2-4 класс). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Учебники
по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру,
информатике и ИКТ (2-4 класс) УМК «Перспективная начальная школа»
успешно прошли экспертизу в 2010 году на соответствие Федеральному
государственному образовательному стандарту и вошли в Федеральный
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год (1
раздел - «Учебники, содержание которых соответствует федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего
образования», подраздел «Учебники, принадлежащие к завершенной
предметной линии учебников»). Вновь изданные учебные пособия имееют
пометку «Стандарты второго поколения».
Учебники по музыке (для 2 класса) и технологии (для 2-4 классов), а также "старые" учебники по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру (для 2-4 классов) вошли
в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год (раздел
«Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта общего образования»).
Учебники по музыке и технологии для 1 класса не вошли в Федеральный
перечень рекомендованных (допущенных) учебников 2011/2012 учебный год.
Основные принципы концепции "Перспективная начальная школа":
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
- Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Основные методические особенности УМК "Перспективная начальная школа":
- УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
- Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.