Олимпиады для школьников и студентов год от года набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно – ведь количество их растёт со скоростью снежного кома? Кто и когда их придумал, и какая от них польза современному абитуриенту? Попробуем разобраться.
   
Первые шаги олимпиадного движения
   Сложно сказать, с какого момента правильнее отсчитывать начало олимпиадного движения – интерес к загадкам и головоломкам сопровождает человечество с незапамятных времён, равно как и вопрос «ну и кто здесь самый умный?». 
   В средневековье интеллектуальные соревнования (проводившиеся, между прочим, исключительно в университетах), были посвящены богословию и естественным наукам. В эпоху Ренессанса интерес сместился на «королеву наук» – математике. До XIX века вообще наука воспринималась в обществе как одна из областей философии, поэтому интеллектуальные соревнования были прерогативой только взрослых, профессионалов.
   Затем ситуация постепенно меняется: уже в XIX веке Астрономическое общество Российской Империи проводило «Олимпиады для учащейся молодежи» - сожалению, подробности до нас не дошли, и трудно сказать, насколько те олимпиады были похожи на олимпиады сегодняшние. Зато известно, что в конце XIX века «Журнал элементарной математики» предлагал своим читателям – то есть собственно любому желающему - «задачи на премии», требующие для решения творческого подхода и нестандартного мышления. «Вестник опытной физики и элементарной математики» пошёл дальше: он предлагал уже «задачи на премии с фамилиями решивших» - видимо исходя из того, что страна должна знать своих героев.
   И всё же первым шагом современного олимпиадного движения традиционно считается олимпиада по математике, организованная в 1934 году Ленинградским университетом под председательством выдающегося математика (вполне логично!), член-корреспондентом Академии наук СССР Б.Н. Делоне. Борис Делоне – не только легенда олимпиадного движения в нашей стране, но и в не меньше степени легенда альпинизма. Вот так любовь к науке и тяга к покорению новых вершин слились воедино и породили советские школьные олимпиады.
   Московские (конечно же, под руководством МГУ) математические олимпиады начались с 1935 г. (немного статистки: в самой первой московской олимпиаде принимало участие 314 человек, причем школьников среди них было 227, остальные рабфаковцы, учащиеся школ взрослых и курсов подготовки в вуз). Позже к ним присоединились олимпиады для школьников по физике (1938г.) и по химии (1939 г.). 
   Значительный рост олимпиадного движения произошел в конце 50-х – начале 60-х городов прошлого века, когда к вузам-организаторам присоединился знаменитый МФТИ и впервые были проведены так называемые «большие» олимпиады. Самой первой «большой» олимпиадой считают математическую, состоявшуюся в Москве в 1960 году. Ее условно называют иногда «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой. Официальная нумерация началась со следующего года. 
   В 1964 г. министр просвещения СССР М.А. Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников (ибо без бумажки ты букашка, это всем давно известно!), и повсеместно начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. Тогда же было принято решение о создании объединенного Оргкомитета олимпиад, первым председателем которого стал академик П.Л.Капица. Но уже через год Капица предложил, чтобы Центральным Оргкомитетом Всероссийских (позднее Всесоюзных, ведь с 1967 года олимпиады вышли на всесоюзный уровень) физико-математических и химических олимпиад стал руководить академик И.К.Кикоин – тот самый, по чьим учебникам в школьные годы чудесные мы постигали азы физики (они до сих пор переиздаются, эти учебники, не утратившие за столько лет своей актуальности). Именно в «эпоху Кикоина» олимпиадное движение охватило всю страну, были выработаны принципы и структура олимпиад, получили развитие и многие другие формы работы вузов со школьниками. 
   Позже стали появляться олимпиады и по другим предметам – биологии, географии, информатике. Приятно подчеркнуть, что первая Всесоюзная олимпиада по информатике, состоявшаяся в апреле 1988, проводилась не в Москве или Ленинграде, а в родном Свердловске. 
   Гуманитарные олимпиады завоевали себе место под солнцем уже позже - в 90-х, после триумфального успеха телепередачи «Умники и умницы», разыгрывавшей счастливые билеты в МГИМО прямо на глазах у изумлённой публики.
   Наряду с проведением очных туров олимпиады постоянно проводились заочные олимпиады. В них мог участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей (серьёзное преимущество!). В рамках заочных олимпиад предлагались задачи в нестандартной форме, кроссворды, чайнворды, вопросы, выходящие за рамки программы. Заочные олимпиады проводятся и по сей день, превратившись благодаря прогрессу в Интернет-олимпиады.
   Олимпиады сегодня
   Вместе с распадом Советского союза исчезли и Всесоюзные олимпиады. Некоторое время в олимпиадном движении происходили разброд и шатания, в результате которых сейчас мы имеем две альтернативных разновидности олимпиад: олимпиаду школьников под эгидой Российского союза ректоров (каждый ректор стремится укомплектовать свой вуз хорошими абитуриентами), и Всероссийскую олимпиаду – преемницу той самой Всесоюзной, со всеми её достоинствами и недостатками, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки. 
    Эти две олимпиады не зависят друг от друга (практически как конкурсы «Мисс Мира» и «Мисс Вселенная»), но проводятся по общим стандартам, принятым приказом Минобрнауки в 2007 году.
  * Всероссийская олимпиада по каждому предмету (а их теперь немало – почти два десятка) проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. 
   Школьный этап проводится в октябре — ноябре; участвуют ученики 5–11 классов.  
   Муниципальный (городской) этап организуется органами местного самоуправления; проводится в ноябре — декабре; участвуют школьники 7—11 классов, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа.
   Региональный этап проходит в январе-феврале уже только для старшеклассников (9–11 классах), ставших победителями или призёрами муниципального тура. Лучшие из них в марте-апреле отправятся на заключительный этап, где и выяснят, кто же всё-таки самый умный.
   * Альтернативные Всероссийским олимпиадам олимпиады школьников под патронажем союза ректоров не имеют единой структуры и проводятся отдельно каждым вузом. Список этих олимпиад, дающих существенные льготы при поступлении в вуз, ежегодно утверждается министром образования и науки.  
   Проект перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год уже можно найти на просторах Интернета. Участвовать в них может любой школьник подходящего возраста. Количество этапов в каждой олимпиаде разное (но обязательно не меньше двух: отборочный этап в сентябре-январе, заключительный в – феврале-марте), весомость выигранного в итоге диплома тоже отличается - все «вузовские олимпиады» поделены на три так называемых уровня качества, которые будут определяться уже по итогам проведения и оценки экспертных комиссий. От этого будут зависеть бонусы при поступлении, предоставляемые победителям. 
   Не все олимпиады одинаково полезны
 Хотя, наверняка каждая из них чем-то полезна по-своему. Олимпиады всякие важны, они всякие нужны. Вопрос только в том, что именно вы от них хотите – исходя из этих соображений и надо выбирать свой вариант.
   Если в первую очередь надо, чтобы олимпиада была для вас альтер-ЕГЭ, то в этом случае либо участвуем во Всероссийской олимпиаде, либо выбираем строго по списку – «Перечню олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год», собственноручно подписанному господином Фурсенко – в этом списке 77 пунктов (в прошлом учебном году было больше). 
   Встречаются даже такие экзотические экземпляры, как олимпиада по математике и криптографии, организуемая академией ФСБ, олимпиада по основам православной культуры или олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»
   Последняя бьёт все рекорды как по диапазону участников – от школьников (и не только старшеклассников) до студентов, аспирантов, молодых учёных и даже педагогов (и школьный учитель, и вузовский преподаватель может почувствовать себя здесь «играющим тренером»), так и по количеству всевозможных творческих конкурсов, сопровождающих основные задачи (тоже надо заметить более чем оригинальные!) олимпиады.
   Выбирать для участия логичнее олимпиады тех учебных заведений, которые для вас больше интересны. 
   Понятно, что первенство стабильно удерживают столичные вузы - МГУ, МФТИ и СПбГУ, но вполне можно начать и с местных. 
   В прошлом году олимпиады для набора толковых абитуриентов (не доверяют вузы новомодному ЕГЭ!) проводились и в УПИ и в УрГУ. А можно участвовать и в нескольких олимпиадах одновременно, если энтузиазма хватит – это не возбраняется. Например, абсолютным рекордсменом прошлого «олимпийского сезона» стала москвичка Анна Андреева, победившая в 13 (!) различных олимпиадах.
   То, что олимпиады действительно могут существенно помочь при поступлении в вуз, подтверждается статистикой, озвученной Председателем Российского Совета олимпиад школьников (и по совместительству ректором МГУ) академиком В.А. Садовничим в докладе «Олимпиады школьников: синтез традиций и новаций» 25 октября 2010 года: В прошедшем учебном году льготы победителям и призерам олимпиад предоставляли 208 вузов. Из них 35 вузов зачислили по 100 и более олимпиадников. Основные вузы, которым отдали предпочтение абитуриенты-олимпиадники при поступлении в 2010 году: МГУ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, Высшая школа экономики, Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский и Томский политех, Физтех, ИТМО, МПГУ. Всего было 23 тысячи дипломантов. Из них воспользовались льготами при поступлении всего 16 392 человека. И 8114 человек были зачислены вообще без вступительных испытаний.
   Если же поступление в вуз с помощью олимпиады не самоцель, то возможностей продемонстрировать неординарность мышления и творческий подход значительно больше благодаря тем олимпиадам, что не входят в чудесный список с росчерком Фурсенко. Таковых тоже немало: 
- это и Международная олимпиада по основам наук (на сайте заявлено, что олимпиада в Перечне присутствует, но мне ее там найти не удалось), 
- и эвристические олимпиады
- и конкурсы проекта "Познание и творчество"
- и олимпиада по русскому языку «Светозар»
- онлайн олимпиада УГГУ «Путь к успеху» даёт возможность будущим студентам Горного заранее познакомиться со своим вузом и позаботиться о своей стипендии, 
- а Московская открытая олимпиада по истории второй мировой и Великой Отечественной войн – найти достойное приложение своим патриотическим порывам. 
   Сегодня существуют викторины и олимпиады даже для младшеклассников. Отношение к ним со стороны учителей и родителей неоднозначное: можно встретить как восторженные отзывы, так и совершенно разгромные (страсти по «Медвежонку» есть и на нашем форуме http://www.u-mama.ru/forum/messages.php?id=10187775&iq=255). 
   И тут хочется вспомнить про кошек, которых не любят преимущественно те, кто не умеет их готовить. Думаю, при правильной организации олимпиады и адекватном настрое детей пользы от таких интеллектуальных упражнений все-таки больше, чем чего-либо другого. Другое дело - не стоит уповать, что наличие в детском портфолио бумаги об участии в такой олимпиаде как-то впечатлит приёмную комиссию. Это вряд ли. А вот навык соображать в экстремальных условиях, каковыми обычно представляются детям любые соревнования, будет полезен всегда. 
   Должно ли участие в олимпиаде быть платным?
   Не должно, но может таковым оказаться . Вузовские олимпиады чаще всего являются бесплатными для школьников – они финансируются либо из бюджета и грантами (что чаще), либо спонсорами (что реже, но тоже бывает). Олимпиады, организуемые не-вузами и не-школами, скорее всего будут платными – и в этом случае надо заранее уточнять, как оплачиваются следующие туры и дипломы-сертификаты участников – входит ли это в первоначальную стоимость «входных билетов», или раскошеливаться придется неоднократно.
   Как подготовиться?
   Для подготовки к олимпиадам обычно используют задания прошлых лет. Раньше они издавались в книжном формате, сейчас проще воспользоваться сайтами олимпиад – там обычно выкладываются и сами предыдущие задания, и решения к ним. Для подготовке к олимпиаде «Нанотехнологии – прорыв в будущее» участникам предлагается зарегистрироваться заранее, чтобы получить доступ к образовательным ресурсам сайта (специальным подготовительным курсам с возможностью «обратной связи» - форумом). 
   На сайте студенческих Интернет-олимпиад есть специальный тренажёр для подготовки – не исключено, что в обозримом будущем такая опция появится и для школьников. По крайней мере, он-лайновые игры-тренинги уже практикуются. 
   Существуют и специальные сайты по подготовке к олимпиадам.
   Ну и никто не отменял старые добрые пособия для подготовки.

01.12.2012